
Правда, патент на изобретение Моргану удалось получить только спустя девять лет, в 1923 году.
Однако пальму первенства у американцев пытаются отнять
англичане. И у них есть повод для этого – прадедушка современного светофора был
установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне, возле здания Британского Парламента.
Его изобретатель – Дж. П. Найт, специалист по железнодорожным семафорам, просто
напросто перенес принцип, принятый в его ведомстве. Его «светофор» управлялся
вручную и имел два семафорных крыла. Если крылья были подняты горизонтально –
это означало сигнал «стоп», а когда их опускали под углом в 45 градусов –
движение разрешалось, но только «с осторожностью». Кроме того, на высоком
железном столбе был подвешен газовый фонарь, закрытый с одной стороны красным,
а с другой зеленым стеклом. Фонарь можно было поворачивать в одном или другом
направлении с помощью ручки, установленной в его основании. Световой день в
Лондоне 10 декабря короток, и поэтому Найт придумал подсветку. «Переключателем»
сигналов служил специальный полицейский, который включал нужный свет. Светофор
использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы
предназначались для транспортных средств. Вот только проработало это
изобретение менее месяца – 2 января 1869 года газ в фонаре неизвестно из-за
чего рванул, полицейский оказался серьезно ранен.. Регулирование таким светофором
сошло на нет. По крайней мере, на долгие 44 года.
В 1912 году детектив городской полиции Сол-Лейк-Сити
24-летний Лестер Вайр изобрел первый электрический светофор. Сначала он сделал
большой деревянный ящик с наклонной крышей, потом круговые отверстия, в которых
находились стекла, выкрашенные красной и зеленой краской. Для того чтобы
«светофор» увидели все, ящик установили на длинном шесте, а с него змейками
опускались провода на специальную тележку. Здесь и был «пульт управления»
светофором.
В 1927 году двум изобретателям удалось «усовершенствовать»
систему, предложенную американцем Гарретом. Небезынтересным был, например,
такой «пассаж» – если подъезжавший водитель видел на светофоре красный свет, он
гудел с помощью специального рожка. Сигнал доходил до ушей полисмена в будке,
который тут же переключал свет. Правда, срабатывала эта система только до
определенного момента, пока число автомобилей не превысило все допустимые
пределы. В симфонии звуков сориентироваться мог далеко не каждый регулировщик…
Первая автоматическая система светофоров (способная к
переключению без непосредственного участия человека) была разработана (и
запатентована) в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Его светофор использовал
неподсвеченные надписи «Stоp» и «Prоceed».
Изобретателем первого электрического светофора может,
по-видимому, считаться Лестер Вайр (англ. Lester Wire) из Солт-Лейк-Сити (штат
Юта, США). В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя
круглыми электрическими сигналами (красного и зелёного цвета).
Желтый сигнал светофора появился в 1918 году. В 1920 году
трехцветные светофоры с использованием жёлтого сигнала были установлены в
Детройте (штат Мичиган, США) и Нью-Йорке. Авторами изобретений были
соответственно Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис.
В Европе аналогичные светофоры были установлены в 1922 году
в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара и в Гамбурге
на площади Стефанплатц. В Англии — в 1927 году в городе Вольвехэмптоне.
В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в
Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов. А первый светофор в
Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост.
Позже, в 1932 году, такой же светофор установили на пересечении улиц Кузнецкий
мост и Неглинная. Установка обоих этих светофоров носила экспериментальный
характер. И только к концу 1933 года, когда эксперимент был признан удачным,
было установлено около ста светофоров по всей Москве. Третьим городом России,
где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону.
Самые первые светофоры управлялись вручную
милиционером-регулировщиком. На протяжении 1930-х годов их внешний вид
претерпевал существенные изменения. Несколько лет, например, был в эксплуатации
подвесной светофор-часы. загадочный фонарик, похожий на часы, со стрелкой, но
без циферблата. Вместо него были три полосы – зелёная, белая и красная. Разработан
такой сигнальный фонарь для регулирования уличного движения был в конце 1920-х
годов в США. В СССР подобное устройство, несколько усовершенствованное, тоже
применялось в середине 1930-х годов. Над перекрёстками вешался четырёхгранный
фонарь, снабжённый часовым механизмом и лампочками. На каждой из сторон фонаря
был укреплён диск с тремя горизонтальными полосами. Сверху зелёная, под ней –
белая (самая узкая), а ещё ниже – красная. По кругу ходила стрелка, подобная
часовой, делавшая полный оборот за 1 минуту. По 25 секунд отводилось на зелёный
и красный секторы и дважды по 5 секунд - на белый. «Циферблат» подсвечивался
соответствующими цветными огнями. Несомненное удобство такого светофора
заключалось в возможности определить, как долго ещё разрешён или запрещён будет
проезд. Но равномерное движение стрелки не могло реагировать на реальную
дорожную ситуацию и сам «циферблат» был плохо виден издали. К концу 1930-х
годов подобные светофоры-часы исчезли с московских улиц.
Что означает каждый из трех сигналов светофора? Почему
выбраны эти три цвета?
Красный цвет заметнее, его не спутаешь ни с каким другим.
Потому-то большинство дорожных знаков обведено красной каемкой, а пожарные
машины покрашены красной краской. Красный цвет бросается в глаза, с ним у нас
связаны представления об огне, опасности. Красный цвет сдерживает нас,
призывает к осторожности. Вот почему красному сигналу светофора поручили
останавливать транспорт и пешеходов. Желтый цвет напоминает нам солнышко, оно
может быть другом или врагом (если перегреться). Солнышко, как бы
предупреждает: “Внимание! Будь осторожен, не торопись”. Зеленый цвет: зеленые
поля, леса, луга. Словом все, что связано у нас с покоем и отдыхом. Это
безопасность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Тема сообщения Вас заинтересовала? Вы можете оставить свой комментарий
Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]