Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. Анатолий Васильевич Луначарский/

четверг, 3 октября 2013 г.

Сотрудничество семьи и школы

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Ребенок идет в школу – это самое важное событие для него, для родителей, для первого учителя, который его встретит. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его развитие и образование. В период младшего школьного возраста родители и семейная атмосфера являются для ребенка наиболее важным фактором, а работа учителя в классе не принесет желаемых результатов без активного участия родителей.
Сотрудничество учителя с семьями детей является требованием времени, потому как происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для детей и родителей, а для учителя – это стимул к творческой деятельности.
Основа  моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе учителя заполняют мамы и папы перед началом учебного года. Анкетирование и беседы с родителями позволили составить следующий социальный портрет семей учащихся класса, с которым мы в настоящее время работаем.
В классе – 28 учащихся. (14 девочек и 14 мальчиков)
В полных семьях воспитываются 27 детей, в неполных – 1. С одним ребенком – 12 семей, с двумя – 14, с тремя – 3. По уровню образования можно выделить следующие группы родителей: с высшим образованием 30% родителей; со средним специальным образованием 65% родителей ; со средним образованием 5%. Благоприятные условия воспитания созданы в 100 % семей.
Исходя из цели воспитательной работы с родителями и социального портрета семей класса, я определила следующие задачи:
1. Организовать педагогическое просвещение родителей;
2. Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
3.      «Привить культуру быть родителями», владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Для реализации поставленных задач в своей работе я использую, как традиционные формы работы с родителями, так и нетрадиционные. Работа с родителями- один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда я принимаю незнакомый мне класс, меня волнует в одинаковой степени, какие мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.
На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу - проводить выстраивать общение так, чтобы уходя, с собрания они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое.
Классные родительские собрания провожу не реже одного раза в четверть. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. При выборе тематики и методик собрания учитываю возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Я провожу собрания, используя разные формы сотрудничества. Это и собрания-диспуты, практикумы, беседы, конференции. К каждому родительскому собранию готовлю выставку работ учащихся, отражающую классную и внеклассную работу. Это и творческие работы детей, поделки, рисунки, лучшие тетради. Всегда говорю что-то хорошее о каждом ребенке, не зачитываю оценки слабых учеников, не отчитываю родителей за промахи детей. На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом. Родители не являются пассивными слушателями, а сами активно включаются в обсуждения. В 2012 – 2013 учебном году провела родительские собрания по темам «Новые образовательные стандарты: перспективы и пути реализации», «Портфолио как средство оценки достижений учащихся», «Комплексные контрольные работы  - средство оценки учебных достижений учащихся»
С большим интересом и очень тщательно мы готовимся к родительским конференциям, с участием психолога, социального педагога, которые работают в нашей школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она  принимает определенные решения и намечает   мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации были особенно необходимы, когда я набирала 1 класс. Готовясь к консультации, необходимо было определить ряд вопросов, ответы на которые помогли бы планированию воспитательной работы с классом. Родители смогли рассказать мне про особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, поведенческие реакции, особенности характера, предпочтения в общении в семье и т.д.
Периодически провожу тематические  консультации, даю рекомендации  по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Я использую много разных вариантов сотрудничества, но самой эффективной формой считаю работу лаборатории «КТД» (коллективно – творческих дел ). Дети вместе с родителями посещают театры, экскурсии, участвуют в творческих конкурсах, ходят в походы. А где, как не в походе первоклассникам лучше узнать друг друга?! В школе к пока незнакомым детям подойти страшно, хорошо, если в классе есть пара человек из двора или знакомых по садику. В походе будут задания и конкурсы, в ходе которых придется взаимодействовать. А когда всем интересно и все увлечены общей целью, общаться легче.
Пока дети заняты, у родителей происходит не менее важное общение – между собой. Когда еще выдастся возможность посидеть в непринужденной обстановке у костра, поговорить. Ведь если родители подружатся, то и дети будут дружить!
К своему первому походу ребята 1"Б" класса и их родители долго готовились, обговаривали возможные маршруты, сравнивали их, готовили развлекательную программу и необходимое снаряжение. Было решено отправится в окрестности хутора Ленина. Долгожданный день настал. Рано утром школьный автобус доставил ребят к хутору, а дальше к базе «Лесная сказка »  ученикам пришлось добираться пешком. С рюкзаками за спиной, со сказочной картой и задорными песнями маленькие туристы достигли  места проведения туристического слета! Ребята помогали разводить родителям костер и готовить завтрак. А затем были веселые конкурсы на знание растительного мира Краснодарского края и поиск вкусного клада! Так незаметно прошел целый день. Родителям и ученика настолько понравилось такое времяпровождение, что было решено сделать походы в нашем классе традиционными!
В рамках функционирования лаборатории КТД с целью изучения растительного мира Краснодарского края ребята посетили два ботанических сада в г.Краснодаре и дендропарка с.Гончарка. Итогом стало участия класса в проекте «Зеленый двор». При озеленение школьного двора, ученики опирались на полученные знания в ходе экскурсий и применили их на практике.
Все классные мероприятия проводятся с участием родителей. Это и спортивные соревнования «Папа, мама и я – олимпийская семья», конкурсы «Минутка славы», фестиваль дружбы народов «Венок дружбы», где родители являются членами жюри. На праздниках родители и участники, и организаторы праздничного стола.
Наши детские праздники превращаются в открытые уроки, так как многие из них подводят итог совместной деятельности детей и родителей.
Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом, провожу открытые уроки для пап  и мам. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игровая деятельность очень помогает в учебе. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание. К этому дню тщательно готовлюсь. Уроки строю так, чтобы папы, бабушки, мамы поняли, чему мы научились за месяц, за четверть, за год. К проведению внеклассного мероприятия привлекаю родителей. Чаще всего- это конкурсно – игровая программа с участием взрослых и детей. Например, при организации фестиваля дружбы народов «Венок дружбы» ученики вместе с родителями выбирали какой народ они будут представлять, готовили номер , костюм и традиционное блюдо. Получился настоящий праздник дружбы и толерантности! Я считаю, что общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка.
Конечно же, еще хочется сказать о проектном методе. Мои ученики и их  родители – активные участники проектной деятельности. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, занимает длительный период, то мне приходится привлекать родителей. Предварительно на родительском собрании, я разъясняю суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, знакомлю с этапами работы над проектом, формах участия родителей по мере взросления детей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией, организацией работы в оформлении проекта, помощь в индивидуальном планировании, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности. На этапе погружения в проект родители помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе подготовки консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На этапе моделирования или информационно- поискового – наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве эксперта. Совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.
Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию. Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя.
Сотрудничество семьи и школы выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, ремонте класса.
Работа с родителями включает в себя и посещение семей. О посещении сообщаю заранее. Стараюсь говорить о ребенке больше положительного, обращая внимание на то, в чем нужно ему помочь в учении, чтобы процесс обучения протекал успешно. Очень помогают в работе с родителями беседы с детьми, их рисунки, сочинения.
В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей класса.
Я стараюсь использовать новые формы работы с родителями. Их подсказывают журналы: «Педсовет», «Семья и школа», «Начальная школа».
Работа с родителями - это экзамен, который должны достойно выдержать обе стороны: и учитель, и родители.
И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.
Таким образом, все мы и учителя и родители тесно связаны друг с другом, и зачастую мы, учителя, не в состоянии решить некоторые школьные проблемы без семейной поддержки, без мира в семьях наших учеников.
В заключении хочется пожелать коллегам плодотворного, взаимовыгодного сотрудничества с родителями, основанного на взаимоуважении, взаимопонимании, доброжелательности и, прежде всего, на любви к детям.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тема сообщения Вас заинтересовала? Вы можете оставить свой комментарий

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]