Из опыта моей работы
Семья
– первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются
основы будущей личности. Ребенок идет в школу – это самое важное событие для
него, для родителей, для первого учителя, который его встретит. С момента,
когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический
треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения
между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и
развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом
взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и
обучение детей, семья должна стать социально-активным участником
учебно-воспитательного процесса. Партнерство семьи и школы должно работать в
интересах ребенка, разделяя ответственность за его развитие и образование. В
период младшего школьного возраста родители и семейная атмосфера являются для
ребенка наиболее важным фактором, а работа учителя в классе не принесет
желаемых результатов без активного участия родителей.
Сотрудничество
учителя с семьями детей является требованием времени, потому как происходит
объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению
оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для детей и родителей,
а для учителя – это стимул к творческой деятельности.
Основа моей воспитательной работы – союз учителя,
родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и
родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного
процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными
средствами достигать взаимодействия, согласия в воспитании общей культуры, в создании
эмоционально-благоприятного климата, ориентированного на общечеловеческие
ценности.
Знакомство
с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе учителя заполняют мамы и
папы перед началом учебного года. Анкетирование и беседы с родителями позволили
составить следующий социальный портрет семей учащихся класса, с которым мы в
настоящее время работаем.
В
классе – 28 учащихся. (14 девочек и 14 мальчиков)
В
полных семьях воспитываются 27 детей, в неполных – 1. С одним ребенком – 12
семей, с двумя – 14, с тремя – 3. По уровню образования можно выделить
следующие группы родителей: с высшим образованием 30% родителей; со средним
специальным образованием 65% родителей ; со средним образованием 5%.
Благоприятные условия воспитания созданы в 100 % семей.
Исходя
из цели воспитательной работы с родителями и социального портрета семей класса,
я определила следующие задачи:
1.
Организовать педагогическое просвещение родителей;
2.
Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников
учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
3. «Привить культуру быть родителями»,
владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Для
реализации поставленных задач в своей работе я использую, как традиционные
формы работы с родителями, так и нетрадиционные. Работа с родителями- один из
труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней
подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда я принимаю
незнакомый мне класс, меня волнует в одинаковой степени, какие мои будущие
ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они
моими помощниками.
На
протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу - проводить выстраивать
общение так, чтобы уходя, с собрания они всегда имели искорку надежды, что
вместе мы можем одолеть многое.
Классные
родительские собрания провожу не реже одного раза в четверть. Родительское
собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. При
выборе тематики и методик собрания учитываю возрастные особенности учащихся,
уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи
воспитания, стоящие перед школой. Я провожу собрания, используя разные формы
сотрудничества. Это и собрания-диспуты, практикумы, беседы, конференции. К
каждому родительскому собранию готовлю выставку работ учащихся, отражающую
классную и внеклассную работу. Это и творческие работы детей, поделки, рисунки,
лучшие тетради. Всегда говорю что-то хорошее о каждом ребенке, не зачитываю
оценки слабых учеников, не отчитываю родителей за промахи детей. На собрании
обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много
внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом. Родители не
являются пассивными слушателями, а сами активно включаются в обсуждения. В 2012
– 2013 учебном году провела родительские собрания по темам «Новые образовательные
стандарты: перспективы и пути реализации», «Портфолио как средство оценки
достижений учащихся», «Комплексные контрольные работы - средство оценки учебных достижений учащихся»
С
большим интересом и очень тщательно мы готовимся к родительским конференциям, с
участием психолога, социального педагога, которые работают в нашей школе.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения и
намечает мероприятия по заявленной
проблеме.
Индивидуальные
консультации были особенно необходимы, когда я набирала 1 класс. Готовясь к консультации,
необходимо было определить ряд вопросов, ответы на которые помогли бы
планированию воспитательной работы с классом. Родители смогли рассказать мне
про особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, поведенческие
реакции, особенности характера, предпочтения в общении в семье и т.д.
Периодически
провожу тематические консультации, даю
рекомендации по проблеме, которая
волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают
одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный
характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Я
использую много разных вариантов сотрудничества, но самой эффективной формой
считаю работу лаборатории «КТД» (коллективно – творческих дел ). Дети вместе с
родителями посещают театры, экскурсии, участвуют в творческих конкурсах, ходят
в походы. А где, как не в походе первоклассникам лучше узнать друг друга?! В
школе к пока незнакомым детям подойти страшно, хорошо, если в классе есть пара
человек из двора или знакомых по садику. В походе будут задания и конкурсы, в
ходе которых придется взаимодействовать. А когда всем интересно и все увлечены
общей целью, общаться легче.
Пока
дети заняты, у родителей происходит не менее важное общение – между собой.
Когда еще выдастся возможность посидеть в непринужденной обстановке у костра,
поговорить. Ведь если родители подружатся, то и дети будут дружить!
К
своему первому походу ребята 1"Б" класса и их родители долго готовились,
обговаривали возможные маршруты, сравнивали их, готовили развлекательную
программу и необходимое снаряжение. Было решено отправится в окрестности хутора
Ленина. Долгожданный день настал. Рано утром школьный автобус доставил ребят к
хутору, а дальше к базе «Лесная сказка »
ученикам пришлось добираться пешком. С рюкзаками за спиной, со сказочной
картой и задорными песнями маленькие туристы достигли места проведения туристического слета! Ребята
помогали разводить родителям костер и готовить завтрак. А затем были веселые
конкурсы на знание растительного мира Краснодарского края и поиск вкусного
клада! Так незаметно прошел целый день. Родителям и ученика настолько
понравилось такое времяпровождение, что было решено сделать походы в нашем
классе традиционными!
В
рамках функционирования лаборатории КТД с целью изучения растительного мира
Краснодарского края ребята посетили два ботанических сада в г.Краснодаре и
дендропарка с.Гончарка. Итогом стало участия класса в проекте «Зеленый двор».
При озеленение школьного двора, ученики опирались на полученные знания в ходе
экскурсий и применили их на практике.
Все
классные мероприятия проводятся с участием родителей. Это и спортивные
соревнования «Папа, мама и я – олимпийская семья», конкурсы «Минутка славы», фестиваль
дружбы народов «Венок дружбы», где родители являются членами жюри. На
праздниках родители и участники, и организаторы праздничного стола.
Наши
детские праздники превращаются в открытые уроки, так как многие из них подводят
итог совместной деятельности детей и родителей.
Для
того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним,
следить за их интеллектуальным ростом, провожу открытые уроки для пап и мам. На открытых уроках родителям
представляется возможность убедиться, что игровая деятельность очень помогает в
учебе. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует
обратить особое внимание. К этому дню тщательно готовлюсь. Уроки строю так,
чтобы папы, бабушки, мамы поняли, чему мы научились за месяц, за четверть, за
год. К проведению внеклассного мероприятия привлекаю родителей. Чаще всего- это
конкурсно – игровая программа с участием взрослых и детей. Например, при
организации фестиваля дружбы народов «Венок дружбы» ученики вместе с родителями
выбирали какой народ они будут представлять, готовили номер , костюм и
традиционное блюдо. Получился настоящий праздник дружбы и толерантности! Я
считаю, что общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на
формирование личности ребенка.
Конечно
же, еще хочется сказать о проектном методе. Мои ученики и их родители – активные участники проектной
деятельности. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных,
внеурочных и внешкольных занятий, занимает длительный период, то мне приходится
привлекать родителей. Предварительно на родительском собрании, я разъясняю
суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, знакомлю с
этапами работы над проектом, формах участия родителей по мере взросления детей.
При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом,
иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией,
организацией работы в оформлении проекта, помощь в индивидуальном планировании,
проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки
мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности. На этапе
погружения в проект родители помогают в выборе тематического поля, темы; в
формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе
подготовки консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе
информации и в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в
составлении плана предстоящей деятельности. На этапе моделирования или информационно-
поискового – наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности,
следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в
оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. На заключительном
этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке
презентации, выступают в качестве эксперта. Совместная проектная деятельность в
воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей,
способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности,
инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.
Совместная
проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с
возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение учителей и родителей
позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит
каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению
детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения,
обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка
положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая
одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности.
Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий,
открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию. Могу с
уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология
вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и
ученика и родителя.
Сотрудничество
семьи и школы выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его
жизнь, участвуют в оформлении интерьера, ремонте класса.
Работа
с родителями включает в себя и посещение семей. О посещении сообщаю заранее.
Стараюсь говорить о ребенке больше положительного, обращая внимание на то, в
чем нужно ему помочь в учении, чтобы процесс обучения протекал успешно. Очень
помогают в работе с родителями беседы с детьми, их рисунки, сочинения.
В
работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого
подключаю к работе всех родителей класса.
Я
стараюсь использовать новые формы работы с родителями. Их подсказывают журналы:
«Педсовет», «Семья и школа», «Начальная школа».
Работа
с родителями - это экзамен, который должны достойно выдержать обе стороны: и
учитель, и родители.
И
родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее
сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников,
учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.
Таким
образом, все мы и учителя и родители тесно связаны друг с другом, и зачастую
мы, учителя, не в состоянии решить некоторые школьные проблемы без семейной
поддержки, без мира в семьях наших учеников.
В
заключении хочется пожелать коллегам плодотворного, взаимовыгодного
сотрудничества с родителями, основанного на взаимоуважении, взаимопонимании,
доброжелательности и, прежде всего, на любви к детям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Тема сообщения Вас заинтересовала? Вы можете оставить свой комментарий
Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]